блог

Как помочь подростку избавиться от интернет-зависимости?

16 мая

Если вам начинает казаться, что ваш ребенок слишком много времени проводит за компьютером, в интернете или занят видеоиграми, то, чаще всего, это соответствует действительности. Но надо различать просто любовь к играм или общению и психологическую зависимость. Если дети лгут о том, сколько времени они проводят за монитором, хуже учатся, забрасывают другие увлечения ради игр или интернет-серфинга, это свидетельствует о проблемной ситуации. Ребенок также может выказывать такие признаки зависимости, как значительное разочарование от недоступности компьютера прямо сейчас, ажитацию, раздражение.

Зависимость от компьютера — болезненное состояние сродни наркомании. Причин у такого типа болезни немало, это и попытки избежать реальности, проблем со сверстниками, желание создать идеальный образ себя или просто увлечься чем-то, что можно контролировать самостоятельно. В любом случае есть несколько шагов, которые помогают детям вернуться из мира игр и социальных сетей в реальность и изменить зависимость на хобби.

Шаг первый: ограничение времени пребывания за компьютером. Установление лимитов на игры или интернет-серфинг — важная часть терапии при этом типе зависимости. Однако не стоит предпринимать жестких мер сразу же, отбирать компьютер, отнимать ноутбук, перерезать шнуры — это достаточно болезненная процедура для человека с зависимостью любого возраста. Установление разумных пределов: не играть во время еды, семейных разговоров, выполнения уроков, перед сном поможет обозначить серфинг, общение в чатах или онлайн-игры как развлечение, ограниченное во времени.

Шаг второй: добраться до сути проблемы. Чаще всего дети «уходят» в данный тип зависимости от реальных проблем. Возможность выяснить, в чем дело, распознать вероятность трудностей в общении со сверстниками, стеснения из-за физического или мнимого дефекта, препятствующего социальной жизни, осложнений с педагогами или друзьями поможет решить вопрос и вернуть ребенка в обычную жизнь. Если расспросы не помогают и контакт с ребенком не устанавливается, имеет смысл обратиться к специалистам — психологам, врачам.

Шаг третий: игру и общение — в реальность. Вместо смс или общения в чатах поощряйте ребенка звонить друзьям или встречаться вне дома. Разговаривайте об играх, о том, какие сферы науки затрагивают онлайн-порталы. Даже в «стрелялках» и «бродилках» есть и смысл, и полезные навыки, а значит, можно предложить секцию единоборств, посещение стрелкового тира, музея вооруженных сил. И встретиться с такими же фанатами игры в клубе, кафе или в парке для обсуждения стратегии нового нападения.

Шаг четвертый: рассматриваем преимущества. Знания, умения, навыки, которые дети приобретают в процессе игр или серфинга в интернете, должны быть актуальными. Обсудите с ребенком будущую профессию, что можно использовать для достижения цели: понимание стратегий игры, развития портала, умение управлять командой. Разделите интерес ребенка хотя бы в том, насколько он способен достигать целей и прогрессировать в игре. Несмотря на аддикцию, такая целеустремленность достойна уважения, нужно лишь несколько перефокусировать интересы. В любом случае, в современном мире существует большое количество профессий, связанных с программированием, созданием и тестированием игр.

Шаг пятый: посмотрите в зеркало. Перед тем, как начать ругаться на ребенка, стоит убедиться, что сами родители не сидят, уткнувшись в мониторы, каждую свободную минуту. Вероятно, как только смартфоны и ноутбуку перестанут интересовать взрослых больше, чем сын или дочь, детская зависимость  тоже пойдет на убыль.

 

вернуться к списку

КОММЕНТАРИИ / 0

вернуться к списку
Осипов
Никита Олегович
Заведующий наркологическим отделением, врач психиатр-нарколог
Все публикации